М Е Т О Д И Ч Е С К А Я  РАЗРАБОТКА

на тему «Использование материалов Всероссийских научно-практических конференций системы потребительской кооперации России при изучении дисциплины Стратегический менеджмент»

 

 

 

 

 

Автор:      Васильева Е.О.

 

 

 

 

А Н Н О Т А Ц И Я

 

Васильевой Е.О. «Использование материалов Всероссийских научно-практических конференций системы потребительской кооперации при изучении дисциплины Стратегический менеджмент».

 

 

         Предлагаемая методическая разработка представляет собой рекомендации по использованию на занятиях по дисциплине «Стратегический менеджмент» материалы научно-практических конференций.

         В работе преподавателем разработаны направления использования рекомендаций каждой конкретной конференции, позволяющие закрепить знания, умения и навыки, полученные при изучении курса. Область использования рекомендаций научно-практических конференций в учебном процессе обширна.

         В частности, главное внимание уделено таким темам, как: «Миссия и цели организации», «Анализ внутренней и внешней среды организации», «Комбинированные методы анализа внутренней и внешней среды организации».

         Данная методическая разработка может быть использована преподавателями экономических дисциплин и менеджмента при изучении материала по дисциплинам: «Менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Управленческая психология», «Управление персоналом».

 

 

 

 

 

 

 

П Л А Н

 

1.         Выбор конкурентной стратегии  как основное условие устойчивого развития организаций потребительской кооперации.

2.         Использование материалов научно практических конференций при изучении отдельных тем по дисциплине «Стратегический менеджмент».

3.         Социальное лицо Концепции долгосрочного развития Российской Федерации.

 

 

 

 

1.  Организациям потребительской кооперации в условиях рынка необходимо решить проблему выбора конкурентной стратегии с целью сохранения позиции на рынке, возмещения затрат и получения прибыли, достаточной для дальнейшего развития. В связи с этим для устойчивого развития потребительской кооперации необходимо большое внимание уделять проблеме расширения и стимулировании спроса. Общим антикризисным методом выступает реструктуризация систем обеспечения товарно-материальными запасами. Целью реструктуризации в потребительской кооперации является повышение конкурентоспособности и привлекательности (как социальной, так и инвестиционной) для пайщиков, других слоев населения, юридических лиц.

         Для большинства коммерческих организаций России свойственно формулирование миссии, связанное с получением максимальной прибыли, что соответствует классическим мотивациям, описанным в экономической литературе (прибыль, доход, выживание). Вместе с тем доказано, что любая организация в рыночных условиях является открытой системой и может успешно развиваться только тогда, когда будет соответствовать требованиям внешней среды, поэтому прибыль может выступать не самой целью, а средством ее достижения. Организации потребительской кооперации рассматриваются как субъекты рыночной экономики, являющиеся некоммерческими организациями с выраженной социальной мотивацией. Выбор соответствующей миссии предполагает установление сегмента потребителей и изучение их потребностей.

         В условиях рынка усиливается роль торговых предприятий в развитии системы. С одной стороны, их деятельность предопределяется совокупностью ресурсов: необходимы квалифицированные кадры, конкурентоспособные товары, современные технические средства, инвестиции, информация о состоянии рынков товаров и спросе потребителей.  С другой стороны, выходя на рынки и представляя продукцию к реализации, они должны быть подготовленными к конкурентному соперничеству. Следовательно, стабильное и устойчивое функционирование и развитие торговых предприятий в новых условиях обуславливается потенциальными ресурсами, стратегией их развития и факторами внешней среды.

         Устойчивость организаций потребительской кооперации на рынке определяется многими факторами, среди которых особое внимание необходимо уделять: издержкам, ассортименту продукции, сфере конкуренции (подход М.Портера). Данная проблема изучается по дисциплине «Стратегический менеджмент» по теме «Анализ внутренней среды организации».

         Продаже товаров должны предшествовать маркетинговые исследования, содержащие характеристики: самого товара, его цены, методов его распространения и стимулирования сбыта, нацеленные на повышение конкурентоспособности и качества товаров и обслуживания, обеспечение роста доли рынка.

         Оказание покупателям дополнительных услуг является формой конкурентной борьбы без снижения розничных цен. Однако любое действие, направленное не увеличение оборота торговли и не сопровождающееся повышением цен, требует дополнительных затрат. Поэтому за услуги приходится платить покупателю или торговым предприятиям.

         Социальная ориентированность системы потребительской кооперации обусловливает необходимость выделения блока социальных показателей: степень кооперирования населения (доля пайщиков в % к общей численности взрослого населения); соотношение доли непродовольственных товаров в общем обороте розничной торговли потребительской кооперации к доле продовольственных товаров; льготы по социальной поддержке пайщиков, предоставляемые организациями потребительской кооперации  в расчете на одного пайщика): доля вновь созданных рабочих мест в общем количестве рабочих мест в потребительской кооперации; выплаты из фонда заработной платы в расчете на 1 работника торговли потребительской кооперации (в месяц); число магазинов потребительской кооперации на 1000 жителей обслуживаемого населения.

         Сравнение показателей эффективности различных организаций системы (бенчмаркинг) дает возможность выявить уязвимые и рациональные стороны деятельности субъектов потребительской кооперации как по сравнению с конкурентами, так и с лидирующими организациями внутри страны. Это позволяет найти незаполненные рыночные ниши, выйти на вероятных партнеров и выяснить преимущества расширения сфер и зон деятельности путем слияния различных кооперативов. На схеме отображены основные резервы роста рыночной устойчивости деятельности кооперативных организаций.

 

Резервы повышения рыночной устойчивости предприятий потребительской кооперации

         Общее кризисное состояние экономики, ее агропромышленного комплекса отразилось и на деятельности потребительской кооперации. Спад производства, либерализация цен, инфляция значительно снизили уровень жизни. Поэтому проводимые научно-практические конференции по различным направлениям играют большую роль в становлении и сохранении потребительской кооперации.

 

2.   Уже в который раз Центросоюз РФ проводит научно-практические конференции. Например, научно-практическая конференция  «Кооперативная самобытность в новом тысячелетии» отмечает, что в мире происходят колоссальные перемены. Все это ставит перед кооперативами всех стран общую задачу – помочь людям получить работу, добиться повышения уровня жизни, осуществить свое право на достойную жизнь. Кооперация является уникальной организацией, порожденной самой жизнью как путь борьбы с бедностью.

         Поскольку Старооскольский кооперативный техникум является одним из учебных заведений системы потребительской кооперации, то большое внимание уделяется проблемам в данной системе. Она изучается по многим дисциплинам,  в том числе и по стратегическому менеджменту.

         Так при изучении темы «Миссия и цели организации» необходимо использовать материалы вышеуказанной конференции, которые раскрывают перспективы развития каждой отрасли в условиях конкуренции, изучение социальной миссии потребительской кооперации в целом и отдельных ее  организаций, разработка целей на долгосрочный период. Социальная миссия – это главная цель, предназначение и смысл существования системы потребительской кооперации и образующих ее организаций.

         Чтобы разработать значение данного понятия студентам предлагается подготовить сообщение на данную тему. При подковке они руководствуются как учебной литературой, так и рекомендациями  Российских научно-практических конференций «Потребительская кооперация – это социально-ориентированная система» и «Кооперативная самобытность в новом тысячелетии», которые предусматривают в области реализации социальной миссии и повышения эффективности хозяйствования; направить усилия кооперативных организаций на обеспечение неукоснительного осуществления рекомендаций конференций, определивших программу развития и совершенствования кооперативной работы на перспективу, нацеливающую на реализацию социальной миссии потребительской кооперации как одно из главных стратегических направлений ее деятельности.

         При изучении темы «Анализ внутренней среды организации» используются материалы периодической печати и материалы научно-практических конференций. В частности, в журнале «Деловой вестник» «Российской кооперации» № 9  сентябрь 2008 года при изучении модели М. Портера используется статья «Как построить стратегию» (см. Приложение № 1). Она состоит из следующих разделов:

·        «не стремись быть первыми, будьте уникальными»;

·        «Ваша главная цель – высокая отдача на инвестиции»;

·        «Индустрия – основа стратегического анализа»;

·        «Не бойтесь идти на компромиссы»;

·        «Стратегия должна быть успешна в каждом из своих звеньев»;

·        «Стратегия должна быть постоянной»;

·        «СЕО – не «потребитель» стратегии, но и не ее двигатель».

При этом особое внимание уделяется приобретению навыков самостоятельной работы с литературой. Также рассматривается вопрос о сегментации и сегментах целевого рынка. На основе этого предлагается разработать стратегию любого сегмента рынка. Главное, чтобы предельно четко были очерчены рамки выбранного сегмента, не происходило «размывания» и все звенья цепочки создания ценности находились в соответствии с этим сегментом».

         На практическом занятии «Риски, влияющие на разработку долгосрочной стратегии» используются материалы в журнале «Деловой вестник» «Российской кооперации» № 9  сентябрь 2008 года статьи «Риск – возможность для развития» (см. приложение № 2).  При этом анализируются рисковая типология, мониторинг и оценка рисков, риски по сценарию, ошибки, мешающие компаниям сделать из рисков возможности.

         При изучении поставщиков в теме «Анализ внутренней среды организации» используется статья «Не попасть в сети опасного контрагента» журнал «Деловой Вестник» Российской кооперации № 9 сентябрь 2008 года. В частности, студенты работают со схемой «Работа с контрагентами», где особое внимание уделяется нормативным документам используемыми при анализе поставщиков для разработки стратегии на долгосрочную перспективу. (см. Приложение № 3).

         Для подготовки сообщения на тему «Формирование и реализация опережающей наступательной стратегии потребительской кооперации», используется статья «Будущее наступит раньше» журнал «Деловой Вестник» Российской кооперации № 10 октябрь 2008 года. (См. приложение № 4). Где большое внимание уделяется созданию модели разработки стратегии (инновации): стратегии роста, предложение ценности, сегмент рынка, структура цепочки создания ценности, модель создания прибыли, конкурентные стратегии.

         В настоящее время многие компании испытывают потребность в изменении организационной структуры. Главными причинами проведения подобных преобразований: желание приобрести новые активы или бизнес; стремление выделить и продать непрофильные активы; необходимость адекватно реагировать на постоянно обостряющуюся конкуренцию; потребность в повышении управляемости большим количеством бизнес-единицы и подразделений. Конечно же, этот перечень далеко не исчерпывающий. Причем подразумевается, что современная компания представляет собой ряд взаимосвязанных юридических лиц, каждое из которых может заниматься несколькими видами коммерческой деятельности. Для решения данных проблем по стратегическому менеджменту изучается тема «Комбинированные методы анализа внешней и внутренней среды организации». Особое внимание при этом уделяется разработке организационной структуры и анализ ее при наступивших изменениях во внешней среде организации. Студентами при этом используется статья «Оптимизация организационной структуры» журнал «Деловой Вестник» Российской кооперации № 10 октябрь 2008 года. (См. приложение № 5). В ней предлагается изучить современную терминологию в организационной структуре управления, необходимость проведения преобразований, требования, предъявляемые к построению организационной структуре, технология проведения преобразований, разработка новой оргструктры. Также студенты работают со схемой «Программа по оптимизации организационной структуры».

3.  При изучении темы «Анализ внутренней среды организации» большое внимание уделяется анализу структурных элементов внутренней среды. В частности, в современных условиях особое внимание уделяется анализу финансового состояния организации потребительской кооперации. При этом приходится решать задачи, которые являются необходимым условием повышения финансовой устойчивости организаций потребительской кооперации. Для этого на уроках по дисциплине «Стратегический менеджмент» используется «Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года».

         Решаются такие задачи как:

1.  Формирование единых подходов и методологии разработки и реализации инвестиционной, финансовой и налоговой стратегии и политики, финансового планирования. При определении направлений финансирования организациям потребительской кооперации необходимо ориентироваться на проектное и программное финансирование. При этом направление средств на развитие не должно приводить к утрате финансовой устойчивости.

2.  Разработка и реализация организациями потребительской кооперации финансовой стратегии, которая должна подкреплять и обеспечивать направления экономической (хозяйственной) деятельности организаций потребительской кооперации. Приоритетными направлениями формирования финансовой стратегии для организаций потребительской кооперации должны стать:

2.1  Определение стратегии формирования финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, главной задачей реализации, которой является создание потенциала формирования финансовых ресурсов организаций, адекватного потребностям их стратегического развития. Указанная стратегия должна решать следующие задачи:

·        обеспечение возрастания потенциала формирования финансовых ресурсов организаций системы потребительской кооперации, их внутренних источников;

·        обеспечение необходимой финансовой гибкости организаций системы потребительской кооперации (достаточного его доступа к внешним источникам финансирования);

·        оптимизация структуры источников формирования финансовых ресурсов организаций системы потребительской кооперации по критерию их стоимости.

2.2  Формирование инвестиционной стратегии, главной задачей реализации которой является оптимизация распределения финансовых ресурсов организаций по направлениям и формам инвестирования по критерию их эффективности. Указанная стратегия должна решать следующие задачи:

·        обеспечение необходимой пропорциональности распределения финансовых ресурсов по направлениям их инвестирования;

·        обеспечение необходимой пропорциональности распределения финансовых ресурсов по стратегическим зонам хозяйствования организаций;

·        обеспечение необходимой пропорциональности распределения финансовых ресурсов по стратегическим хозяйственным единицам организаций.

2.3  Формирование стратегии обеспечения финансовой безопасности субъекта хозяйствования, главной задачей разработки которой является обеспечение финансового равновесия организаций системы потребительской кооперации в процессе их стратегического развития. Указанная стратегия должна решать следующие задачи:

·        поддержание постоянной платежеспособности организаций системы потребительской кооперации;

·        поддержание достаточной финансовой устойчивости организаций системы потребительской кооперации;

·        нейтрализация возможных негативных последствий финансовых рисков организаций системы потребительской кооперации;

·        осуществление необходимых мер финансовой санации организации  системы потребительской кооперации при угрозе банкротства.

2.4  Формирование стратегии повышения качества управления финансовой деятельностью субъекта хозяйствования, главной задачей разработки которой является формирование системы потребительской кооперации в стратегической перспективе. Указанная стратегия должна решать следующие задачи:

·        поддержание высокого уровня квалификации специалистов по управлению финансами;

·        формирование достаточной информационной базы разработки альтернативных финансовых решений по развитию организаций системы потребительской кооперации;

·        внедрение и эффективное использование современных технических средств управления финансовой деятельностью;

·        разработка эффективной организационной структуры управления финансовой деятельностью;

·        обеспечение высокого уровня организационной культуры специалистов по управлению финансами.

3.  Создание в системе потребительской кооперации собственных финансовых институтов (банковских, лизинговых) и организация взаимодействия с крупными кредитными и инвестиционными организациями для финансирования программ развития потребительской кооперации (проектов создания производственных и торговых объектов, краткосрочного финансирования пополнения оборотных средств закупочной деятельности и т.п.).

4.  Создание в системе потребительской кооперации собственных организаций и взаимодействие с крупными специализированными организациями для обеспечения страхования имущества, ответственности и рисков деятельности организаций потребительской кооперации.

5.  Привлечение денежных средств от населения в развитие потребительской кооперации через долевое (паевое) участие в финансировании организаций потребительской кооперации и отдельных проектов, заимствование средств, отложенный дисконт и т.п.).

6.  Развитие внутренних процедур учета и контроля, проведение анализа финансового состояния организации с учетом общепринятых в мировой практике подходов, введение управленческого учета, позволяющего оценить не только финансовое состояние, но и адекватность подходов к управлению капитальными вложениями, операционными расходами, ценообразованием.

        

 

 

Рецензия на методическую разработку

преподавателя Васильевой Е.О.

на тему: «Использование материалов Всероссийских научно-практических конференций системы потребительской кооперации при изучении дисциплины Стратегический менеджмент».

 

         Данная методическая разработка является актуальной, поскольку затрагивает основу деятельности потребительской кооперации Российской Федерации – стратегию развития на долгосрочный период, позволяющая студентам приобрести научные знания, практические умения и навыки при изучении дисциплины «Стратегический менеджмент».

         Настоящая работа посвящена проблеме использования практического материала конференций по дисциплине «Стратегический менеджмент», которая позволяет оптимизировать учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

         Преподавателем проделана большая работа по изучению материалов Российских научно-практических конференций и периодической печати.

         Научно-практические конференции подробно изучены и приведены в соответствии с тематическим планом дисциплины «Стратегический менеджмент».

         Автор работы систематизировала практический материал и показала, что его можно использовать как при работе на уроке, так и при самостоятельном изучении во внеурочное время.

         Заслугой автора является то, что, используя практический материал на уроках преподаватель стремится нацелить студентов на решение актуальных проблем в формулировании миссии и целей организаций потребительской кооперации, анализе внутренней среды организации, изучении рисков и анализе структуры управления.

         Работа может быть использована как методическое пособие и преподавателями других дисциплин.

 

         Рецензент преподаватель

         экономических дисциплин _____________________ Л.И. Бакланова

Hosted by uCoz