М Е Т О Д И Ч Е С К А Я  РАЗРАБОТКА

на тему «Самостоятельная работа студента с учетом психологического аспекта в рамках

компетентностного подхода»

 

 

 

 

 

Автор:     Васильева Е.О.

 

 

 

 

 

А Н Н О Т А Ц И Я

 

Васильевой Е.О. «Самостоятельная работа студента с учетом психологического аспекта в рамках компетентнтностного подхода» для студентов очного отделения специальности 080501 Менеджмент.

 

 

         Предлагаемая методическая разработка представляет собой обобщенный опыт методики использования самостоятельной работы студентов с учетом психологического аспекта, в частности на основе изучения и анализа публикаций по данной теме в специальной литературе  практического опыта преподавателя.

         В данной работе излагаются:

-         общее понятие внеаудиторной самостоятельной работы студента;

-         прогностический характер содержания обучения и психологические закономерности профессионального становления и развития; 

-         побуждение студентов к рефлексии;

-         самостоятельная работа студента в рамках компетентностого подхода.

 

         Данная методическая разработка может быть использована преподавателями экономических дисциплин и менеджмента при прочтении материала по дисциплинам: «Менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Управленческая психология», «Управление персоналом».

 

 

 

П Л А Н

 

1.     Самостоятельные внеаудиторные занятия.

2.     Прогностический характер содержания обучения и психологические закономерности профессионального становления и развития. 

3.     Побуждение студентов к рефлексии.

4.     Самостоятельная работа студента в рамках компетентностого подхода.

 

 

 

 

1.  Самостоятельная работа студентов под непосредственным руководством преподавателя занимает большое место в различных формах организации учебного процесса: на уроках, практических занятиях, в курсовом проектировании. Своеобразной формой организации обучения являются внеаудиторные самостоятельные занятия студентов. Они представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует студентов и устанавливает сроки выполнения задания. Затраты времени на выполнение этой работы регламентируются рабочим учебным планом. Режим работы выбирает сам студент в зависимости от своих способностей и конкретных условий. Это требует от него не только умственной, но и организационной самостоятельности.

         Дидактические цели самостоятельных занятий:

l        закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время внеаудиторных занятий, самостоятельное овладение новым учебным материалом;

l        формирование общетрудовых и профессиональных умений;

l        формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда;

l        мотивирование регулярной целенаправленной работы по освоению специальности;

l        развитие самостоятельности мышления;

l        формирование убежденности, волевых черт характера, способности к самоорганизации;

l        овладение технологическим учебным инструментом.

         Роль этого вида учебной деятельности особенно возрастает в настоящее время, когда перед учебными заведениями поставлена задача формирования у студентов потребности к постоянному самообразованию, предполагающему способность к самостоятельной познавательной деятельности.

         Домашняя работа может быть рассчитана на воспроизведение знаний, их закрепление, углубление, на формирование умений. Могут быть использованы домашние задания опережающего, перспективного характера. Применение опережающих заданий позволяет преподавателю пробуждать и развивать познавательные интересы большей эффективностью проводить на занятиях беседы, дискуссии.

         В техникуме используют следующие основные виды домашних заданий в зависимости от поставленной цели:

 

Цель

Вид домашнего задания

Первичное овладение знаниями (усвоение нового материала)

Чтение учебника, первоисточникаополнительной литературы; составление плана текста, конспектирование прочитанного, графическое изображение структуры текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; наблюдения

Закрепление и систематизация знаний

Работа с конспектом лекций, повторная работа над материалом учебника, первоисточника, дополнительной литературы; составление плана ответа на специально подготовленные вопросы; составление таблиц, графиков, схем; изучение нормативных документов; ответы на контрольные вопросы, подготовка к выступлению на семинаре, а также рефераты и доклады, составление библиографии

Применение знаний, формирование умений

Решение задач и упражнений по образцу, вариативных задач и упражнений; выполнение расчетно-графических, проектировочных работ, ситуационных производственных задач, подготовка курсовых, дипломных проектов; экспериментально-конструкторская, опытная работа на тренажере

 

         Эта форма обучения сочетается с другими формами организации учебного процесса, такими, как урок, лабораторные и практические занятия, курсовое проектирование, учебная практика.

         Наряду с домашними заданиями, общими для всех студентов, могут применяться индивидуальные задания. Практика показывает, что индивидуальные домашние задания чаще даются с целью выполнения пробелов, имеющихся у студентов в усвоении учебного материала. Следует шире практиковать индивидуальные задания студентам, которые проявляют особый интерес к той или иной учебной дисциплине. Такие задания не только стимулируют развитие творческих способностей студентов, но и содействуют обмену знаниями на учебных занятиях, создать творческую атмосферу, радость интеллектуального общения.

         Индивидуализация домашних заданий может быть осуществлена путем частичной индивидуализации общего для всей учебной группы задания; применения вместо фронтальных заданий; использования наряду с обязательными домашними заданиями также необязательных заданий.

         Педагогическое руководство самостоятельной работой заключается в том, чтобы правильно определить объем и содержание домашнего задания. Студентам важно знать и то, как следует выполнять эти задания, какими приемами и методами пользоваться, какова методика самостоятельной работы. Здесь очень важны систематические указания преподавателя и демонстрация образцов выполненного задания, а также упражнения студентов в применении тех или иных методов самостоятельной работы.

         В последнее время широкое распространение получили различные виды инструктивно-методических указаний к самостоятельной работе; общие, относящиеся в одинаковой мере к любой дисциплине, и конкретные – для отдельных дисциплин.

         Например, общие методические рекомендации о том, как работать с текстом конкретного параграфа учебника, формулируются так: внимательно прочитайте текст по частям (абзацам), выделите главное; разберитесь с тем, что означают новые термины, названия, используйте для этого кроме учебника и словари; тщательно изучите рисунки, схемы, поясняющие данный текст; внесите в тетрадь записи важных определений, терминов, названий.

         Наряду с общими указаниями важное место имеет инструктаж, ориентирующий студентов на самостоятельную работу по конкретному материалу. Внимание студентов обращается прежде всего на объем работы, который следует выполнить; на повторение ранее изученного; на методы работы, которые целесообразно использовать; на организацию самоконтроля.

         Руководство самостоятельными занятиями преподаватель осуществляет и при проверке выполненной работы. Такая проверка может проводиться в ходе опроса, самостоятельной работы на уроке, в виде беглого просмотра выполненных письменных работ, при решении студентами задач, упражнений и т.д.

         Научно обоснованное планирование самостоятельной работы студентов предполагает совместную работу преподавателей различных дисциплин. Оно включает выделение обязательных домашних заданий по каждой дисциплине, определение норм времени на выполнение отдельных видов занятий.

 

***

 

2.                         Мобильность, творческий характер труда профессионала зависят от широты его кругозора, видения и понимания перспектив развития производства, способности учитывать их на практике. Прогностический характер содержания обучения предполагает отражение в учебном материале тенденций развития производства, конкретной отрасли народного хозяйства с учетом достижений науки и техники. Суть прогностического характера содержания обучения состоит в демонстрации прогноза развития всех компонентов труда: новых материалов, машин и механизмов, технологий, объектов труда.

         Прогнозирование содержания образования предполагает изменение содержания обучения профессиональной деятельности с учетом конкретных требований производства, которые могут быть определены для обозримого будущего.

         Модернизация содержания образования в рамках действующей специальности возможна лишь при относительно незначительных изменениях отдельных компонентов процесса труда (замене одного оборудования другим при той же технологии; внесении частичных изменений в конечный результат труда, требующих частичных изменений технологии; внедрении новых форм организации труда).

         Наблюдения за учебной деятельностью студентов свидетельствует о том, что студенты недостаточно ориентированы на овладение основной профессиональной деятельностью. У них еще не определилось отношение к профессии. Оно и не может определиться, особенно в группах на базе основного среднего образования, поскольку на первоначальном этапе изучаются общеобразовательные дисциплины, не связанные с профессией. Организация обучения продолжает носить школьный характер, что подтверждается взаимоотношениями преподавателей и студентов, установочными требованиями к выполнению правил поведения. Мотивы, потребности, интерес к профессии у студентов необходимо прививать на первоначальном этапе с помощью психологических методов.

         Студенты самостоятельно изучают теоретический материал отдельных тем курса, или отдельных вопросов, или даже дополнительной литературы, не предусмотренной обязательными домашними заданиями, причем до изучения теоретического материала темы.

         Такими заданиями могут быть, например, анализ документальных источников по разделу (теме); подготовка сообщений о практическом опыте в изучаемой области, о зарубежном опыте и педагогических концепциях; чтение произведений специалистов-новаторов перед изучением соответствующих тем; изучение методических разработок и рекомендации, знакомящих студентов с системой предстоящей трудовой деятельности.

         Используя в практике метод опережающей самостоятельной работы, следует учитывать некоторые особенности:

l       студенты первых курсов, психологически не готовые к самостоятельной учебной деятельности и не приобретшие еще общенаучные умения и познания, не всегда получают желаемый результат при выполнении практического задания опережающего характера. Однако психологическая поддержка преподавателя, искренний интерес к достигнутому результату усиливают личный интерес студента к самостоятельной работе;

l       опережающая самостоятельная работа теоретического характера успешна и эффективна только тогда, когда студентам доступна необходимая литература; не следует давать задания, если студенты не могут свободно работать с источниками, это вызывает у них чувство неудовлетворенности, неполноценности и нежелание браться за невыполненную работу;

l       любое практическое задание, носящее опережающий характер, должно быть выполнено не один раз, чтобы избежать закрепления возникших ошибок, поэтому на анализ и повторные практические выполнения заданий необходимо иметь резерв рабочего времени.

         Использование в практике метода опережающей самостоятельной работы позволяет сделать лекции, семинары, практические работы проблемнее, интереснее, поднять их теоретический уровень, стимулировать поисковую деятельность студентов, сформировать устойчивую положительную мотивацию учения.

 

***

 

 

3.      Для эффективной самостоятельной работы студентов необходимо побуждение к рефлексии. Рефлексия – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

      Рефлексия как понимание и знание студентом самого себя и выяснение того, как другие знают и понимают его личные особенности, - важное личностное качество человека, развивающееся на протяжении жизни в процессе деятельности.

      Рефлексивные способности и навыки выступают как источник и обязательное условие развития и повышения активности личности в учебном процессе. Развитие рефлексивных навыков значительно повышает общий интеллектуальный и личностный уровень человека, способствует развитию критичности мышления. Рефлексия как часть самопознания необходима будущему специалисту любой профессиональной области, чтобы обнаружить свои слабые стороны и раскрыть имеющиеся потенциальные возможности для дальнейшего саморазвития и профессионального роста.

      Работа по развитию рефлексивных способностей и навыков может осуществляться   при самостоятельной работе студентов. При этом могут использоваться следующие методы:

      Анкета-рефлексия  состоит из вопросов, которые составляет работающий со студентами преподаватель. Содержание вопросов зависит от того, что именно нужно выяснить преподавателю и над чем он хочет заставить задуматься студентов. Этот метод может помочь осознать себя субъектом учебной деятельности. Можно проводить такую работу по мере изучения тем и в конце учебного курса. Анкетирование дает преподавателю возможность иметь реальную и подробную обратную связь с каждым студентом, а студенту – возможность поразмышлять над собой, над своей деятельностью.

      Анализ собственной деятельности может предлагаться при подготовке к семинару и на самом семинаре с применением различных показателей анализа. Это помогает студентам учиться видеть свою деятельность с разных сторон, под разным углом. От анализа работы мастера-специалиста студентам будет легче перейти к анализу своей работы на практике. Могут быть разработаны различные алгоритмы анализа. Может идти поэтапная работа над профессиограммой будущего специалиста.

      Ответы на вопросы, побуждающие к рефлексии. Вопросы могут быть следующие: какие затруднения я испытал при подготовке к семинару? Как я готовлюсь к выступлению? Что удалось на практике? Что больше обрадовало? Что огорчило?

      Студенты учатся осознавать стоящий перед ними вопрос и анализировать свои затруднения и достижения, устанавливать причины, находить пути новых достижений.

      Оценка своего состояния в процессе работы – важное умение для студента, будущего профессионала. После выполнения практических заданий, упражнений стоит предложить описать свои ощущения, переживания, найти их причину. Можно использовать рисуночную рефлексию, предложив нарисовать свое состояние до выполнения работы и после нее, можно дать к рисунку и словесные комментарии. Можно учить оценивать свое эмоциональное, волевое, интеллектуальное состояние.

      Самооценка.  К ней стоит побуждать студентов с первого курса, можно начинать с взаимопроверки и вести студентов к оценке своей работы в соответствии с предложенным образцом и критериями оценок, которые предлагает преподаватель. Важно, чтобы оценка была мотивированной. Можно сочетать самооценку и взаимооценку. Использовать оценку собственных достижений – оценку по теме, разделу, курсу. Можно проектировать свою будущую оценку.

      Навыки самоконтроля и самооценки для будущего профессионала – это его самостоятельность, ответственность, умение определить направление дальнейшего развития.

      Рефлексия побуждает к активности, помогает найти пути совершенствования личного и профессионального роста.

 

 

***

 

 

4.    Компетентность – это обладание знаниями, опытом и умениями, которые необходимы для профессионального исполнения должностных полномочий. Самостоятельная работа студентов необходима в профессиональной деятельности.

       Сформированнсть компетентностей (специальных и ключевых) у выпускника определяет успешность его адаптации к профессиональной деятельности.

       Опыт показывает, что проблема формирования компетентности в процессе профессиональной подготовки достаточно внимания не уделяется,  причина не в неприятии педагогическими работниками компетентностного подхода, а в отсутствии научно обоснованных и апробированных методик. Задача состоит в том, чтобы сформировать целый ряд специальных компетентностей, адекватных будущей профессиональной деятельности выпускников.

       Становится очевидным принципиально новые задачи, которые должны быть решены в ходе профессионального образования:

l        развитие ключевых компетентностей личности, лежащих в основе адаптивной функции;

l        формирование специальных компетентностей, отражающих профессиональную направленность.

       Опыт работы в техникуме показал, что особенно актуальна проблема компетентности в связи с подготовкой выпускников в профессиональной адаптации.

       В основе формирования такой готовности лежат ключевые и специальные компетентности.

       Ключевые компетенции – фундамент, на нем строятся адаптивные функции личности применительно к любой деятельности вообще. В основе учебной деятельности, которой личность может заниматься на протяжении всей своей жизни, лежит образовательная компетентность. Таким образом, одним из условий успешной адаптации является сформированность у выпускников определенного уровня ключевых компетентностей. Однако, этого недостаточно для быстрой, эффективной адаптации в конкретной профессиональной деятельности. Необходимо сформировать и целый ряд специальных компетентностей, непосредственно отражающих профессиональную подготвку. Этот подход коренным образом изменяет отношение образовательных учреждений к профессиональной адаптации. В современных условиях меняется само понятие профессиональной адаптации, его содержательная сторона. Если раньше работодатель требовал наличия знаний  умений выпускника  области профессиональной деятельности (т.е. в большей степени нужны были исполнительские функции), то сегодня приоритетным является формирование способностей:

l        грамотно решать профессиональные задачи;

l        моделировать будущую профессиональную деятельность (от целеполагания до анализа результатов);

l        принимать решения в нестандартных производственных ситуациях, требующих дополнительных навыков и особых личностных качеств;

l        ставить и добиваться поставленной перед собой цели в процессе профессиональной деятельности, быть лидером.

       Таким образом, самостоятельная работа является неотъемлемым элементом компетентностного похода к профессиональной деятельности.

 

 

 

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

 

1.     Самобытность потребительской кооперации:... Опыт и проблемы управления, материалы научно-практической конференции – Деловой вестник 2001 № 11.

2.     Егоров А.П. Управление персоналом. - Н. Новгород, 2004г.

3.     Еникеев М.И.  Общая и социальная психология. Учебник для ВУЗОВ. Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА.)., Москва, 2002г.

4.     Гуревич П.С. Психология. Издательство «Знание» 2003г.

5.     Моргунов Е.Б. Управление персоналом. Исследование, оценка, обучение. Учебное пособие. - М., 2001г.

6.     Столяренко Л.Д. Педагогика. Ростов на Дону «Феникс» 2003г.

7.     Семечкин Н.И. Социальная психология. Высшее образование. Ростов на Дону. Феникс 2003г.

8.     Соснин В.А. Красниова Е.А. Социальная психология. Москва ФОРУМ – ИНФРА – М. 2006г.

 

 

 

 

Р  Е Ц Е Н З И Я

на методическую разработку преподавателя

Старооскольского кооперативного техникума

Васильевой Елены Олеговны

на тему «Самостоятельная работа студента с учетом

психологического аспекта в рамках компетентностного подхода»

      

 

       Настоящая работа посвящена проблемам развивающего обучения, повышению степени умственного развития студентов, формированию у них глубоких знаний по предметам.

       Преподаватель учитывает и использует в своей работе ранее полученные знания навыки студентов по другим предметам, что позволит им применить теорию в различных сферах деятельности.

       Ценность представленной методической разработки заключается в обобщенном опыте методики использования и организации самостоятельной работы студентов в рамках психологического аспекта, в частности на основе изучения и анализа публикаций по данной теме в специальной литературе и практического опыта преподавателя.

       В данной методической разработке излагается сущность самостоятельных внеаудиторных занятий, прогностический характер содержания обучения и психологические закономерности профессионального становления и развития,  побуждение студентов к рефлексии, самостоятельная работа студента в рамках компетентностого подхода.

       На мой взгляд представленная методическая разработка позволяетиспользовать методику ее проведения как для начинающих преподавателей, так и опытных специалистов.

 

Рецензент: преподаватель менеджмента                        Н.А. Положенцева

Hosted by uCoz